Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа села Гехи-Чу"

gehichu1@mail.ru
89287867554
пн.-пт. С 8:00 до 18:00, сб. с 8:00 до 17:00
 
 
 
 
 

Доступная среда для детей с ОВЗ

Доступная среда для инвалидов и детей с ОВЗ

 

 

  Работа педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

        Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

       Понятие и классификация:

       Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

 Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

  •   с нарушением слуха;

  •   с дисфункцией речи;

  •   с патологией опорно-двигательного аппарата;

  •   с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;

  •   с поведенческими расстройствами и нарушением общения;

  •   дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.

         Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

        Цель психолого-педагогического сопровождения — создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

        Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  •  возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

    Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих  образовательное учреждение.

  • Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса

  • Заключение договора между ОУ и родителями (законными представителями)

  • Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ОУ, в который входят педагог-психолог и специалисты ОУ

  • Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе

  • Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ОУ

  •  Реализация индивидуальной программы или маршрута

  •  Проведение промежуточной диагностики и анализ

  •  Консультирование родителей

           Информация для родителей
  • О предельно-допустимой норме учебной нагрузки

  • Об основных образовательных программах

  • О дополнительных коррекционно-развивающих программах

  • О содержании психолого-педагогической коррекции

  • О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут

            Если в  образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед).

        План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

 — беседа с родителями

 — изучение медицинской карты ребенка

 — обследование физического развития

 — обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

         Далее под руководством психолога в учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

       

 ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ИНВАЛИДОМ
  1. Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

  2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, правую или левую (если есть протез).

  3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, то обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя.

  4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.

  5. Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь по имени и на «ты» только в том случае, если Вы хорошо знакомы.

  6. Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Опираться или повисать на ней нельзя.

  7. При разговоре с человеком, испытывающем трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам. А Вам понять его.

  8. При разговоре с человеком на коляске, расположиться необходимо так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне.

  9. Чтобы привлечь внимание слабослышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и необходимости, он мог читать по губам. Расположиться лучше так, чтобы на Вас падал свет и Вас было хорошо видно.

Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом..?» тому, кто не может видеть или слышать.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для глухих обучающихся[document1]Скачать[/document1]

Адаптированная основная общеобразовательная программа 

начального общего образования для
слабовидящих обучающихся Скачать

ПРОГРАММА НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Скачать

Адаптированная основная образовательная программа 

начального общего образования обучающихся с НОДА Скачать

 Адаптированная основная образовательная программа ФГОС НОО с ограниченными возможностями здоровья с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)Скачать

 АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР)Скачать